16 ноября 2016 г.
Известный в Северной Осетии предприниматель Аркадий Кадохов ответил на вопросы корреспондента газеты "Пульс Осетии" и при этом представил свое видения развития республики как в аграрном секторе, так и по другим направлениям производственной деятельности.
— Пришло новое руководство республики во главе с Вячеславом Битаровым, планов намечено много. Что, на ваш взгляд производственника, должно быть приоритетным?
— Уверен, Вячеслав Битаров, как первый производственник и человек, который без комсомольско-партийной поддержки, своим умом и трудом встал у руля республики, сможет поднять ее экономику и стать крупным политиком и сильным региональным руководителем. Этому, на мой взгляд, будет способствовать назначение на ответственные посты в правительстве в основном производственников, показавших себя успешными работниками при рыночных отношениях и знающих цену заработанным финансам и недвижимости, которые будут требовать от своих подчиненных делать все, чтобы работали на увеличение поступления средств в бюджет республики, а выделенные средства из центра шли исключительно по назначению.
— Как вы думаете, что необходимо сделать главе, чтобы поднять ответственность заместителей председателя правительства, министров и глав АМС районов за положение в экономике и социальной сфере республики?
— Вы подняли очень важный вопрос, от решения которого, на мой взгляд, в немалой степени зависят темпы развития экономики республики. А чтобы повысить ответственность этих чиновников, необходимо реально оценивать их вклад в экономику по практическим делам.
— Кто должен оценивать результаты их работы?
— В первую очередь их работу оценивать должны глава республики Вячеслав Битаров и жители республики.
— Как реально жители республики могут оценивать работу чиновников?
— Для того чтобы жители республики реально могли оценивать их работу, необходимо, чтобы указанные члены правительства разработали конкретные планы работы, каждый в своей отрасли, что будет в течение года сделано, и все эти планы через СМИ донести до жителей республики, чтобы в конце года было видно, как чиновники выполнили свои обязательства перед жителями республики. Только так можно поднять ответственность чиновников за экономическое развитие республики.
— Что мы, жители республики, должны делать для развития экономики? Или ждать, что глава республики и правительство решат всё за нас?
— Первое, что мы должны делать, это помогать руководству республики в решении принятых на себя обязательств по поднятию экономики и повышению жизненного уровня жителей республики. Всячески поднимать авторитет главы республики и членов его команды, стараться находить все позитивное в их работе, а не искать промахи и размещать их в Интернете. Любителям компромата хочу объяснить, что если глава республики и его команда будут иметь большой авторитет среди нас, жителей, то федеральное руководство будет относиться к их предложениям серьезно и с доверием и лучше решать их.
— Чтобы поднять авторитет главы республики и его команды, необходимы практические действия, которые жители республики увидели бы и почувствовали в недалеком будущем, хотя бы в течение года. Зная финансовое положение в стране, рассчитывать на внедрение капиталоемких проектов не приходится. Что можно сделать в такой ситуации в республике, чтобы народ почувствовал перемены к лучшему?
— Глава республики и правительство решают начать производство овощей. Считаю решение правильным, так как за последние 20 лет республика перестала выращивать овощи, а консервные заводы растащили, хотя республика была лидером по производству овощей и их переработке. В течение одного года при желании и хорошей работе правительство могло бы организовать производство овощей в ассортименте и подать их на рынок по более низким ценам, чем в предыдущие годы. Создать конкуренцию всем поставщикам овощной продукции.
Всем известно, что увеличить производство молока, мяса говяжьего и свинины за такой короткий срок практически невозможно. Следовательно, расчет необходимо вести на выращивание овощей и их переработку.
Также известно, что производить овощи на промышленной основе практически невозможно без предприятий по их переработке, так как в свежем виде успевали реализовывать в сезон всего до 10% от выращенных овощей, остальное шло на переработку.
— Можете дать конкретные предложения по выращиванию овощной продукции без больших финансовых вложений, которых в республике нет?
— Считаю своим долгом, как житель республики, поддерживающий стремление нового руководства поднять экономику и навести порядок в республике. Предлагаю на их рассмотрение следующие предложения.
• Определить для каждого района, какое количество овощей в ассортименте должны будут выращивать в будущем году. Для успешной реализации ставку необходимо делать на Ардонский, Кировский, Пригородный и Моздокский районы, где овощи традиционно выращивались.
• Обязать руководителей районов определить: колхоз, совхоз, арендатор или ИП на какой площади и какие овощи будут производить, и заключить с ними соглашение (договор). При этом считаю целесообразным использование опыта работы в овощеводстве председателя колхоза им. Ленина Александра Дудаева, арендатора части земель бывшего овощеводческого совхоза "Красногор" Руслана Губиева.
В Пригородном районе можно использовать опыт арендатора части земель бывшего колхоза "Дружба" Станислава Кабисова (известно, что колхоз и жители селения Сунжа обеспечивали республику в основном капустой и морковью), а также арендатора части земель бывшего колхоза им. Коста Хетагурова Валерия Макиева.
• Обязать руководство Минсельхоза и глав АМС сельских районов восстановить овощеводческие бригады на бывших землях колхозов и совхозов, поручив это тем фермерам, которые арендуют основные земли бывших колхозов и совхозов, а где сохранились колхозы и совхозы — их руководителям.
Овощеводческие бригады обеспечивали овощами не только работников сельхозпредприятий, но и жителей населенных пунктов, на территории которых находились эти хозяйства. Иногда эти бригады подпитывали овощами консервные заводы.
• Чтобы использовать остаточную трудоспособность пенсионеров и неработающих жителей городов, сел и поселков республики, которые пожелали бы работать на земле, можно выделить земельные участки под огороды на удобных местах, ближе к городам, селам и поселкам, при этом организовать автобусное сообщение три раза в день, в первый год за счет муниципальных образований, и освободить всех, кто получил огород, от налогов в течение трех лет. Этот метод применялся при становлении советской власти и после Великой Отечественной войны и себя оправдал.
• Учитывая наше малоземелье, можно организовать выращивание высоколиквидного и высокорентабельного ценного экспортного овощного продукта — спаржи. Вкусная нежная мякоть побегов, помноженная на полезные составляющие, принесла спарже мировую славу, и поэтому во все времена изысканные блюда из спаржи подавались исключительно к господским столам. В свое время спаржу выращивали в овощесовхозе № 8 (совхоз "Красногор") и отправляли работникам Кремля.
• Чтобы организовать переработку овощей в следующем году, необходимо проверить состояние всех существующих консервных цехов, оказать им техническую и технологическую помощь и при необходимости помочь в получении льготных кредитов на покупку сырья и материалов. В таком случае имеющиеся в республике восемь цехов смогут в следующем году переработать излишки выращенных овощей.
Вопрос переработки овощей, например, в Кировском районе решен. ООО "Казбек" сможет переработать овощи, выращенные как в своем районе, так и в других.
• Можно организовать производство квашеной капусты, соленых огурцов и томатов, а также моченых яблок и груш по старым технологиям в бочках с хранением под водой. Для этого в республике имеются все условия: родники с постоянно низкой температурой и самоизливающиеся скважины, а также горные реки. В первую очередь этой продукцией необходимо обеспечить жителей республики, а излишки отгружать другим регионам страны. Уверен, инвесторы на строительство засолочных цехов найдутся, если без чиновничьей волокиты выделить землю.
Руководители всех рангов, от которых зависело благополучие на селе, твердили, что у нас в республике мало пахотной земли, но никто из них не задался вопросом, какие виды сельхозпродукции необходимо выращивать на наших землях, чтобы жители села имели стабильную работу и хорошие заработки.
Где на наших землях можно увидеть сады, виноградники, черноплодную рябину, овощи, хмель, табак, горчицу, лён, сою, хрен, горошек зеленый, спаржу, топинамбур? Дел в сельском хозяйстве, как говорится, непочатый край. Только этого бывшие руководители не видели или не хотели видеть.
• Следует организовать выращивание сои и фасоли. Известно, что животноводы и птицеводы республики закупают сою и выжимки от нее до 8–9 тысяч тонн в год. Стоимость одной тонны соевого шрота 36 тысяч рублей. Следовательно, из Осетии в другие регионы в год уходит до 300 млн рублей. Кроме того, соя хороший предшественник, после нее посевам фактически не требуется удобрения. Средняя урожайность сои 20 ц/га, следовательно, выращивать сою выгоднее почти в два раза, чем кукурузу.
Еще выгоднее, чем соя, выращивание фасоли, богатой растительным белком и имеющей большой спрос на продовольственном рынке. Средняя урожайность фасоли 25 ц/га. Кроме того, фасоль тоже хороший предшественник.
• Можно на кислых почвах Алагирского, Ирафского и Пригородного районов организовать выращивание топинамбура для промышленной переработки. Уверен, если будет сырье (топинамбур), то появятся частные заводы для его переработки. Это единственное растение, которое содержит естественный инсулин, а сироп из него с большим содержанием сахарозы при потреблении не влияет на сахар в крови диабетиков.
• Земли после уборки озимых зерновых и ранних кормовых культур можно использовать под гречиху, которую выращивали почти во всех районах республики и получали в среднем 15 ц/га. Кроме того, каждый гектар дает пчеловодам до 150 кг меда. Для решения этого вопроса необходимо озадачить работников Минсельхоза.
• Передать безвозмездно все заброшенные сравнительно молодые сады тем, кто их приведет в порядок и будет содержать в хорошем состоянии без права их корчевать. Таких садов в республике наберется сотни гектаров (пример бесхозяйственности возле автотрассы Беслан — Владикавказ).
• В республике 142 пруда общей площадью 1 470 га, которые эксплуатировались, и 30 недостроенных прудов общей площадью 236 га. За последнее время в эксплуатации находятся около 400 га. Необходимо провести инвентаризацию всех прудов, и те пруды, которые не находятся в эксплуатации, и те, которые не сданы в эксплуатацию, передать безвозмездно тем, кто их приведет в порядок и будет производить рыбу.
• Построить завод по переработке молока в г. Моздоке. Непонятно, как собирались развивать молочное животноводство в Моздокском районе, если в районе нет молзавода. На строительство молочного завода инвестор найдется, если выделить земельный участок, удобный для подключения к коммуникационным сетям.
• Навести государственный порядок в производстве и реализации алкогольной продукции без всяких финансовых вливаний. Созданные современные предприятия по производству алкогольной продукции в основном не работали или работали не более чем 10–15% от имеющихся мощностей, а флагман российского алкогольного рынка "Исток" стал банкротом. Все попытки реанимировать работу алкогольпроизводящих предприятий положительных результатов не дали. Хотя в Северной Осетии имеются идеальные условия для производства спирта и водки. Подготовленные кадры, высококачественная вода, современные заводы по производству спирта и водки. Известно, что при стабильной работе предприятий алкогольной промышленности республика стала бы менее дотационной, тысячи человек были бы обеспечены постоянной работой.
— Все ваши предложения для работников сельского хозяйства, а что вы можете предложить работникам сферы промышленности, строительства, социальной сферы?
— Начну с тех предложений, выполнение которых не требует капитальных вложений.
• Сократить количество сотрудников представительства РСО-Алания при Президенте Российской Федерации до минимума. Иметь такой аппарат для дотационной на 60% республики непозволительная роскошь, расходы на содержание которого сравнимы с расходами на развитие сельского хозяйства республики. Хотя, по мнению экономистов, коэффициент полезного действия представительства на социально-экономическое, политическое развитие республики ничтожно мал.
• Можно без ущерба экономике республики сократить огромный чиновничий аппарат, который при рыночных отношениях должен был быть сокращен, но мы видим, что помещения, где чиновничий аппарат размещался при советской власти, полностью заняты. Кроме того, почти все административные здания предприятий города заняли чиновники, что видно по телефонному справочнику, который стал в два раза толще.
• Разработать штатные расписания и утвердить их для всех бюджетных организаций и государственных предприятий без исключения и строго контролировать соблюдение утвержденных штатов, а за нарушение строго спрашивать.
• Можно выполнить желание большинства избирателей — создать компактный парламент. В нынешнем парламенте 70 депутатов, председатель, три заместителя, восемь комитетов, шесть комиссий, гараж для обслуживания более 20 автомашин. Для нашей республики с числом избирателей чуть больше 400 тыс. достаточен парламент из 25 депутатов.
• Организовать комиссию из компетентных ученых и практиков в сфере переработки цветных металлов для разработки предложения по улучшению экологических показателей завода "Электроцинк" с учетом последующего их внедрения в производство руководством завода.
Для увеличения налога облагаемой базы навести порядок учета добычи, переработки и реализации нерудных материалов. Не секрет, что фактически никакого учета и контроля со стороны государства не было и нет. Поэтому бюджет республики от реализации нерудных материалов недополучает десятки миллионов.
• Навести государственный порядок в реализации горюче-смазочных материалов на всех заправочных станциях и нефтебазах республики. Бесконтрольность работы заправочных станций со стороны руководства контролирующих органов республики привела к тому, что никто не может назвать цифру, сколько реализуется бензина, дизтоплива и газа, сколько АЗС и нефтебазы платят налоги, какова мощность каждой АЗС по документам и на самом деле и сколько лишней площади занято от требуемой по строительным нормам.
Можно на уровне правительства страны добиться квот на нефть в количестве 450 тысяч тонн в год, которую способны переработать нефтеперерабатывающие мини-заводы республики и производить высокого качества дизтопливо, мазут марки М-40, М-100, прямогонного бензина, из которого можно производить с применением этанола, вырабатываемого ООО "Миранда", бензин любой марки. Заводы находятся технически и технологически в хорошем состоянии, фактически не оказывают влияние на экологию. Никаких финансовых расходов из бюджета республики не требуется.
• Можно было привлечь частный капитал на строительство в г. Владикавказ современных заводов малой и средней мощности по выработке доломитовой муки. Желающим инвестировать в производство муки из доломита необходимо выделять земельные участки вблизи железной дороги и дать доступ к добыче доломита без всяких условий и чиновничьих преград. Разведанные запасы доломита высокого качества в республике составляют более 200 млн кубометров. В основном покупателям отправляем необработанный доломит. Уверен, на доломитовую муку покупатели найдутся.
• Правительство республики может организовать строительство малых ГЭС и привлечь для этого инвесторов по схеме "товар — деньги".
Правительство, вложив определенную сумму, начинает строить ГЭС. Сразу после начала строительства начинает реализовывать мощности строящейся ГЭС, гарантируя тем, кто будет покупать определенное количество кВт/час, после пуска ее в эксплуатацию, дивиденды за каждый кВт/час выработанной ГЭС электроэнергии. Приобретенные мощности можно было бы продавать и передавать по наследству.
• Необходимо навести порядок на свалках мусора и промышленных отходов. В свалки превратились территории вокруг всех населенных пунктов и берега наших рек. Следует также навести порядок со сбросом барды спиртопроизводящими заводами в наши реки и ямы, вырытые возле этих заводов, и спросить у них, почему превращаются наши реки в помойки, как пишет газета "СО".
— Какое участие, на ваш взгляд, могут принять наши депутаты Государственной думы и представители от республики в Совете Федерации в экономическом и социальном развитии республики?
— При желании они смогли бы пролоббировать инвестиции, экономически и социально выгодные, не капиталоемкие, необходимые для республики, доказав финансовым органам страны значимость их внедрения в экономику республики.
— Какие проекты вы посоветовали бы правительству республики представить на лоббирование депутатам ГД и сенаторам СФ от РСО-Алания?
— Было бы очень уместно и своевременно построить молзавод мощностью до 30 тонн переработки молока в сутки, консервный завод в г. Ардон мощностью до 25 млн условных банок, кондитерскую фабрику в г. Владикавказ, комбикормовый завод в г. Беслан, засолочный комбинат на ардонских родниках, современный асфальтобетонный завод и т. д.
— Что бы вы могли посоветовать членам новой команды?
— Находить и представлять на экономические форумы и на рассмотрение правительства страны экономически просчитанные, инвестиционно привлекательные, не капиталоемкие и реально выполнимые проекты. По представленным на форумы проектам дают оценку работы правительству региона. Стараться доказывать свой профессионализм исключительно созидательным трудом на благо жителей республики.
Петр Сафронов
Источник: osetiatimes.ru