06 февраля 2016 г.
Ирина Павловская, руководитель Департамента финансов и бюджетной политики Постоянного Комитета СГ: Экономические неурядицы не помешали исполнить бюджет
Депутатам Парламентского Собрания Союза Беларуси и России вскоре предстоит принять бюджет этого года. Каким он будет?
Кризис - не помеха
- Прежде чем обсудить союзный бюджет этого года, хотелось бы остановиться на прошлогоднем. Как он был исполнен? Сошлись доходы и расходы?
- Да, при формировании бюджета мы оперируем понятиями доходы и расходы. При его формировании доходы могут быть равны расходам. Если расходы превышают доходную часть, то это означает, что бюджет сформирован с дефицитом. В договоре о создании Союзного государства такое положение не допускается. Основное правило союзного бюджета - он всегда должен быть бездефицитным.
Что касается превышения доходов над расходами, то в данной ситуации бюджет формируется с профицитом.
- На сколько же процентов, по предварительным оценкам, был исполнен прошлогодний бюджет в своей доходной части?
- Его исполнение составило 94,8 процента. Это неплохой показатель…
-…особенно учитывая нынешние финансовые и экономические проблемы, существующие как в России, так и в Беларуси.
- Вот именно. Год действительно был очень тяжелый - среди прочего и с точки зрения принятия новых нормативных актов. Вместе с тем был достигнут достаточно высокий процент исполнения бюджета. Исполнение бюджета Союзного государства в течение ряда лет колебалось в пределах 83 - 86 процентов, пока вновь не вернулось на былой более высокий уровень, как в 2010 году. Таким образом, экономические неурядицы не помешали выполнить бюджетные обязательства.
Рубль важнее всех валют
- А продолжающееся падение российского и белорусского рубля неужели не оказало своего негативного влияния на казну Союзного государства?
- Валютой бюджета Союзного государства, как известно, является российский рубль. Колебания курса рубля на исполнение бюджета значительного влияния не оказали, хотя определенные трудности были.
- Скажем, при реализации союзных программ приходится закупать импортные комплектующие, приборы, оборудование…
- Союзные программы на то и союзные, что ориентированы в первую очередь на промышленный потенциал России и Беларуси. Если все совместные программы, финансируемые из бюджета Союзного государства, взять за сто процентов, то на зарубежные закупки идет не более двух процентов бюджетных средств. Кроме того, наши программы в основном носят научно-исследовательский характер.
Союзный бюджет держит курс именно на совместные российско-белорусские программы и совместный российско-белорусский продукт. А возможности для более полного его исполнения при любых неблагоприятных экономических обстоятельствах всегда есть. Это прежде всего рациональный подход к расходованию бюджетных средств, более эффективное использование внутренних резервов. Такой линии будем придерживаться и при исполнении бюджета нынешнего года.
Уговор дороже денег
- А сколько рублей так и не было использовано в прошлом году?
- По итогам исполнения бюджета превышение доходов над расходами составило около 259 миллионов российских рублей, или 5,2 процента. Общий бюджет Союзного государства составляет около 5,5 миллиарда рублей, из них долевой взнос российской стороны составляет
3,7 миллиарда рублей, взнос белорусской стороны - 1,1 миллиарда. Есть еще прочие мелкие поступления. Скажем, телерадиовещательная организация Союзного государства (ТРО Союза) за год получила более 4 миллионов рублей от разрешенных видов деятельности.
- А сумма долевых взносов меняется год от года?
- Она не менялась в течение последних пяти лет. Были опасения, что с учетом сложной экономической ситуации наши страны не смогут изыскать в своих национальных бюджетах необходимые средства для формирования долевого вклада. Но этого не произошло, и мы благодарны финансовым органам России и Беларуси за то, что в этом году был сохранен прежний уровень долевых взносов.
- Это соотношение долевых взносов (65 процентов выделяет Россия, 35 - Беларусь) - величина изменчивая?
- Нет. Правда, такое соотношение де-юре не существует. Нет ни одного нормативного акта, в соответствии с которым оно было бы узаконено.
- Выходит, просто по рукам? По взаимной договоренности?
- Во всех нормативных документах речь идет о согласованных долевых взносах. Согласованный размер взносов - это добрая воля двух стран. Как договорятся, так и будет.
- А нужен ли такой нормативный акт?
- На мой взгляд, нет. Более того, он вреден. Основа наших взаимоотношений - взаимное доверие. И это, пожалуй, бывает сильнее всяких юридически оформленных документов.
Лучше меньше, да лучше
- Может, следовало бы увеличить общий объем финансирования?
- Этот вопрос был бы закономерен, если бы были утверждены программы, на которые не хватило бюджетного финансирования. Сегодня такая ситуация отсутствует.
К сожалению, ведомства не всегда ответственно подходят к разработке концепций союзных программ, главного объекта союзного бюджетного финансирования. Как правило, проекты программ и концепций требуют существенной доработки. Соответственно, тратится драгоценное время на их согласование и доведение до уровня готовности.
- Появятся ли в текущем году новые программы?
- В этом году ждем около 10 новых программ. На их реализацию деньги в союзном бюджете есть. За их количеством мы не гонимся. Если в начальный период деятельности СГ общий бюджет финансировал около 15 программ стоимостью около 300 млн. рублей каждая, то сегодня осталось лишь 7, но стоимость каждой из них составляет около 1,5 млрд. руб. Большее внимание уделяется качеству программ - вот что главное. Что называется, лучше меньше, да лучше.
- Когда можно ожидать утверждения нового бюджета?
- Пока сроки неизвестны. Со своей стороны мы завершили бюджетный процесс, все необходимые документы подготовлены. Теперь слово - за Советом Министров Союзного государства и депутатами Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
За меньшие деньги - больший вклад
Курс на союзные программы будет продолжен и в нынешнем году.
- Какой объем средств направят на финансирование союзных программ?
- Этот объем составляет около 80 процентов, то есть львиная доля средств идет именно на эти цели. Такой приоритет был заложен еще при создании Союзного государства. И он доказал свою нужность и эффективность. Например, в настоящее время особое внимание уделяется программам в области внешней безопасности и информационной безопасности.
Собственно, одной из главных целей деятельности Союзного государства и является разработка новых технологий, инновационных решений, научных разработок в рамках совместных программ. Кстати, это особенно важно при осуществлении политики импортозамещения.
- Есть ли проблемные программы, реализация которых тормозится?
- Ранее такая программа была - это программа "Картофель и топинамбур". Из-за бюрократических проволочек заказчика-координатора (Минсельхоз России) в течение 2013 и 2014 годов реализация программы задерживалась. Исполнение бюджета по данной программе находилось примерно на уровне 15 процентов. Со сменой команды в российском Минсельхозе дело сдвинулось с мертвой точки, и к концу прошлого года удалось добиться стопроцентного исполнения программы.
- А остальные программы?
- Что касается других союзных программ, то они стабильно исполняются на уровне 96 - 98 процентов. 100-процентное исполнение бюджета, по моему мнению, говорит в ряде случаев о неэкономном расходовании бюджетных средств, так как проведение конкурсов предполагает сокращение расходов. Поэтому столь важно прозрачно проводить конкурсные процедуры и пытаться оптимизировать бюджетные расходы. То есть за меньшую сумму выполнить больший объем работ, причем качество их выполнения должно быть на соответствующем уровне.
Николай Лашкевич
Фото: Владимир Коробицын
Источник: //souzveche.ru/articles/our-union/29682/