04 октября 2015 г.
Президентский посыл
На прошлой неделе Президент РФ Владимир Путин провел выездное совещание по вопросам развития агропромышленного комплекса. Перед этим он встретился с представителями крестьянско-фермерских хозяйств и тем самым дал понять, что поддержка именно этих малых и средних форм агропромышленного бизнеса – один из приоритетов государственной политики. О том, что именно фермеры могут и должны стать основой для возрождения "нового села" (поскольку именно они формируют социальную и экономическую среду для тех, кто готов жить и работать в деревне, а не "искать счастья" в городе), "Эксперт Северо-Запад" говорил неоднократно (см. материалы "Новая сельская новь" № 16 за апрель 2015 года и "Операция "Кооперация" № 36-38 за сентябрь 2015 года).
Теперь это озвучил и Владимир Путин: "В последние годы на поддержку сельского хозяйства государство выделяет значительные бюджетные ресурсы. Неоднократно подчеркивал и сегодня хочу сказать: необходимо обеспечить оперативное доведение до конкретных производителей этих средств, в том числе до крестьянских фермерских хозяйств".
На том же совещании глава Минсельхоза Александр Ткачев сообщил, что в 2016 году на реализацию госпрограммы по поддержке отечественного агропрома планируется направить 237 млрд рублей.
Фермеры Северо-Запада очень рассчитывают на часть из этого "золотого дождя". При этом они не только возрождают производство традиционных для региона сельхозпродуктов, но и пытаются создавать новые, ориентированные на нишевые (и пусть пока не очень массовые), но очень перспективные рынки. Один из таких примеров – производство продуктов функционального питания, за которым эксперты видят огромное будущее.
Под термином "функциональное питание" понимают продукты, которые предназначены для систематического употребления в составе пищевых рационов всеми возрастными группами с целью снижения риска развития заболеваний, сохранения и улучшения здоровья за счет наличия в их составе физиологически функциональных пищевых ингредиентов. Это могут быть сладости без сахара, продукты для лиц, которым запрещены к употреблению определенные виды продукции (безглютеновая), питание с содержанием полезных и эффективных ингредиентов и биологически активных компонентов.
Один из наглядных примеров продукта из ряда функционального питания – топинамбур. Широкому потребителю он не очень известен, хотя этот плод, внешне напоминающий картофель, назван культурой XXI века и чрезвычайно ценится в передовом Китае. В отличие от бульбы, "иерусалимский артишок"/"земляная груша"/"солнечный корень" чрезвычайно полезен, содержит большое количество инулина, оказывает положительное влияние на пищеварительную систему и имеет много других полезных свойств, а также набор из 400 вариантов приготовления блюд. Развитие этой культуры в России признано важным на высоком уровне, в 2013 году была утверждена государственная программа "Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура на 2013-2016 годы".
Функциональный фермер
Растущий рынок функционального питания получил еще одного игрока. На выращивании и переработке малоизвестного, но чрезвычайно полезного топинамбура фермеру из Ленинградской области удалось построить успешный бизнес – с ориентацией на оздоровление потребителей
"Мне всегда хотелось заняться чем-то полезным для людей. Поэтому, услышав предложение выращивать топинамбур, удивилась – считала земляную грушу вредным сорняком, с которым приходится бороться в огороде. Но сейчас абсолютно уверена в пользе этой сельскохозяйственной культуры", – рассказывает молодой фермер Наталья Анушкевич.
Наталья – единственный фермер на Северо-Западе, который занимается выращиванием и переработкой топинамбура. Имеет высшее экономическое образование, несколько лет проработала в сельхозпредприятии, обучалась на курсах в аграрном университете, является выпускницей Президентской программы. В 2014 году Наталья получила грант правительства Ленинградской области и начала работу. За это время удалось наладить сотрудничество с Агрофизическим НИИ для повышения эффективности посадок, договориться с перерабатывающим предприятием и вместе с ним начать продавать продукцию из топинамбура через крупнейшие торговые сети.
Наталье Анушкевич удалось то, о чем мечтают многие фермеры, – выйти на переработчика своей продукции, чтобы дойти до потребителя. Партнером Натальи стала "Корпорация Ди энд Ди", которая является практически единственным на Северо-Западе производителем и поставщиком продуктов для здорового и диетического питания на основе нескольких видов натуральных растительных компонентов: стевии (натурального подсластителя), амаранта (зерна) и топинамбура. Сейчас совместно с "Корпорацией Ди энд Ди" Наталья Анушкевич производит сироп из топинамбура, хлебцы, сладости, джемы, икру.
Этот пример взаимодействия очень удачно пришелся на растущий на Северо-Западе рынок функционального питания, из российского сегмента ушли западные продавцы и производители, поэтому есть ниша для отечественного производителя.
Сейчас рынок функционального питания динамично развивается, по оценке управляющего маркетинговыми проектами ООО "Корпорация Ди энд Ди" Алексея Насонова, за три года он вырос в три раза, что связано не только с ростом заболеваний, но и с улучшением жизни населения. Да и не имеющие необходимости по противопоказаниям, россияне стали следить за своим здоровьем и снижают калорийность потребляемых продуктов. Продукция без сахара стала в последний год значительно популярней после публикации в марте 2015 года рекомендаций ВОЗ, снизивших физиологические нормы потребления сахара в два раза после подписания Владимиром Путиным Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "О сахарном диабете".
"Продажи диетических и диабетических продуктов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области составляют порядка 150-200 млн рублей в месяц. С уверенностью можно сказать, что толчок развитию данного рынка в нашем регионе дала законодательная база, устанавливающая норматив в 5% продажи специализированных продуктов питания, прежде всего диабетической. В связи с чем был дан мощный толчок развитию данного рынка именно в Санкт-Петербурге, и его объем вырос за последнее десятилетие на порядок, – комментирует Алексей Насонов. – Доля от общих продаж сетевой продуктовой розницы этой продукции составляет 1,5-2% в масштабах РФ".
По оценке президента российской диабетической ассоциации (РДА) Михаила Богомолова, СЗФО по объему продаж и производства диабетических продуктов находится на втором месте после ЦФО. Объективно оценить объем продаж затруднительно, но это около 15% от пищевого рынка в целом", – отмечает эксперт. Основной сегмент сбыта – федеральные сети, которые для себя очень серьезно последние шесть месяцев рассматривают и пересматривают диабетический ассортимент. "РДА в последние месяцы получает довольно много запросов от сетевиков о качестве и о рекомендованности разных видов продукции, появляются интернет-магазины диабетической продукции", – отмечает Михаил Богомолов.
Источник: www.expertnw.ru