14 ноября 2014 г.
В Счетной палате Российской Федерации состоялось совместное заседание Коллегий высших органов финансового контроля России и Беларуси.
В Счетной палате Российской Федерации состоялось совместное заседание Коллегий высших органов финансового контроля России и Беларуси, сообщили в пресс-службе российского контрольного ведомства.
На заседании, которое прошло под председательством главы Счетной палаты России Татьяны Голиковой и Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Леонида Анфимова, было рассмотрено заключение контрольных органов двух стран на отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2013 год.
Как отметила Татьяна Голикова, выступая на открытии совместного заседания с приветственным словом, высшие органы финансового контроля двух стран в последние годы активизировали свое сотрудничество в сфере контроля за формированием и исполнением бюджета Союзного государства. "От качества проводимых совместных контрольных мероприятий в значительной степени зависят реальные показатели сближения наших государств, развития их торгово-экономической интеграции в рамках СНГ и других форматов взаимодействия, - заявила она, - Надеюсь, что реализация наших предложений позволит Совету Министров Союзного государства совершенствовать бюджетный процесс и более эффективно использовать средства Союзного бюджета".
С основными докладами на совместной Коллегии выступили представители контрольных ведомств двух стран, от российской стороны - аудитор Счетной палаты России Александр Жданьков.
"Общая сумма нарушений, выявленных в ходе исполнения союзного бюджета, - сообщил в своем выступлении аудитор российского контрольного ведомства, - составила 15,4 млн. рублей, из которых 14,3 млн. рублей – нарушения бухгалтерского учета и порядка применения бюджетной классификации, 1,02 млн. рублей – неэффективные расходы. Возврату в бюджет подлежат 129,3 тыс. рублей".
При этом он отметил, что практически все выявленные нарушения являются следствием тех системных недостатков в организации бюджетного процесса и исполнении союзного бюджета, которые контрольные органы двух стран отмечали на протяжении последних лет.
"С 2008 года, - заявил Александр Жданьков, - формирование союзного бюджета происходит при отсутствии прогнозов дальнейшего развития экономической интеграции в рамках Союзного государства и основных приоритетов бюджетно-финансовой политики".
В числе системных недостатков он также назвал длительный процесс разработки и утверждения программ Союзного государства. При этом ежегодно на их финансирование в союзном бюджете резервируются средства, значительные объемы которых в результате остаются невостребованными. Так, в период с 2007 по 2013 годы без должной необходимости из национальных бюджетов было отвлечено около 950 млн. рублей.
Как сообщил аудитор, анализ хода исполнения союзного бюджета за 2013 г. в очередной раз показал недостаточный уровень качества управления государственными финансами. При финансировании расходов на 94,5% (более 5 млрд. рублей) кассовое исполнение составило 85,6% (4,5 млрд. рублей). По сравнению с уточненной росписью расходы не выполнены на 760 млн. рублей. "Неиспользованные остатки средств за год увеличились более чем на треть и к концу года составили 1 млрд. 521 млн. рублей. А это четверть союзного бюджета", - подчеркнул Александр Жданьков.
Он также сообщил, что ни по одному из 13 разделов бюджетной классификации расходы не были исполнены в полном объеме. Низкий уровень исполнения расходов сложился по разделам: "Сельское хозяйство и рыболовство" (35,9%) и "Транспорт, связь и информатика" (69,5%). Среди главных распорядителей наиболее низкий процент исполнения отмечен у Минсельхоза и Минздрава России. А по 6 главным распорядителям (Рослесхоз, Роспотребнадзор, ФТС России, МЧС России, МЧС Беларуси, Федеральное медико-биологическое агентство) расходы не производились совсем (521,9 млн. рублей).
Одной из основных причин образования остатков, по словам аудитора, по-прежнему является несвоевременное выполнение бюджетных назначений государственными заказчиками. Как и в предыдущие годы, большая часть годовых бюджетных назначений исполнена главными распорядителями в IV квартале. Например, в декабре 2013 г. исполнение расходов составило 32,7% (1,48 млрд. рублей) от объема кассового исполнения расходов за 2013 г. Из них на 0,5 млрд. рублей были профинансированы две программы: "Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура" (утверждена в октябре 2013 г.) и "Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на период до 2016 года" (утверждена в декабре 2013 г.). "Несмотря на то, что их принятие ожидали почти год, к исполнению не подготовились, соответственно средства остались неиспользованными", - отметил Александр Жданьков.
В качестве примера неисполнения бюджетных расходов он также привел программу "Укрепление пограничной безопасности Союзного государства на период 2012-2016 годов". "Допущенные просчеты на стадии разработки программы привели к неиспользованию 13 млн. рублей, поскольку было принято решение не осуществлять строительство спецобъектов в Республике Беларусь. При этом изменения в программу были внесены только в 4 квартале этого года. Мы приступили к проверке этой программы. Результаты планируется рассмотреть в феврале 2015 года", - сообщил аудитор.
В ходе проверки также был выявлен ряд нерешенных вопросов в сфере информационной деятельности Союзного государства. В частности, до настоящего времени не выполнена Резолюция Высшего Государственного Совета Союзного государства от 15 марта 2013 г. № 2 "О создании фильма "Первая мировая". Как результат кинопроект не реализован к 100-летию Первой мировой войны. Кроме того, по-прежнему не удается организовать эффективное распространение газеты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России "Союзное вече". Распространение газеты в 20 регионах России осуществляется без учета потребности. Как результат часть печатной продукции остается лежать на подоконниках или на стойках с логотипами других печатных изданий.
На Коллегии также отмечалась необходимость дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы Союзного государства. Например, до сих пор не обеспечено единство подходов при заполнении форм отчетов национальных казначейств, не разработаны методические указания по их заполнению, не установлены сроки представления ежемесячных и квартальных сводных отчетов об исполнении бюджета на территории Российской Федерации и Республики Беларусь.
По результатам обсуждения стороны утвердили совместное Заключение на отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2013 год, которое будет направлено в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. Кроме того, принято решение о направлении информационных писем Председателю Высшего Государственного Совета Союзного государства, Президенту Республики Беларусь Александру Лукашенко и Председателю Совета Министров Союзного государства, Председателю Правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву. Также будут направлены представления Счетной палаты в Постоянный комитет Союзного государства, Секретариат Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и ГУ "ТРО Союза".
Татьяна Голикова и Леонид Анфимов также утвердили План совместных мероприятий контрольных органов на 2015 год.
Кроме того, в рамках заседания было подписано Соглашение о взаимодействии между Постоянным Комитетом Союзного государства, Счетной палатой Российской Федерации и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь.
Источник: www.soyuz.by