01 апреля 2015 г.
Комиссия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам провела свое очередное заседание в стенах Национальной академии наук Беларуси.
Основанием для такого выбора места встречи стало желание парламентариев пообщаться с учеными, выполняющими ряд союзных программ, в том числе в сфере АПК, где достижения Беларуси особо впечатляют. Приветствуя гостей, Председатель Президиума НАН Беларуси Владимир Гусаков специально выделил этот момент: "Нам есть что показать, у нас по этим направлениям выдающиеся результаты. Мы создали свои национальные сорта — гибриды кукурузы на зерно, сои, гречихи, люпина, рапса. Наши сорта картофеля по содержанию крахмала превосходят и немецкие, и голландские - до 25%, активно продвигаются на российский рынок".
Однако обсуждение повестки дня началось с рассмотрения итогов исполнения бюджета Союзного государства за 2014 год и за первые два месяца текущего года.
Отметив хорошие результаты выполнения ряда союзных программ в области военно-технического сотрудничества, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности Союзного государства, в промышленности, энергетике, транспорте, строительстве, связи и информатике, одной из основных проблем парламентарии назвали постоянный рост остатков средств бюджета Союзного государства. Вывод депутатов поддержала начальник Департамента финансов и бюджетной политики Постоянного комитета Союзного государства Ирина Павловская, которая в качестве примера привела программу "Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура", для краткости называемую в СМИ "Топинамбур". На ее реализацию на 2014 год Минсельхозу России было выделено 250 млн российских рублей. Кроме того, за предыдущий год неиспользованными остались 165 млн рублей. Минсельхоз России обратился с просьбой выделить эти средства в 2014 году. После чего общая годовая сумма средств в рублях составила четыреста пятнадцать миллионов, из которых освоено было только сто семь млн руб., что даже меньше объема целевых остатков. Как оказалось, примерно такая ситуация сложилась по программе "Разработка инновационных технологий и техники для производства конкурентоспособных композиционных материалов, матриц и армирующих элементов на 2012-2016 гг." (госзаказчик Белнефтехим) и "Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы (госзаказчик Рослесхоз) в рамках Союзного государства на период до 2016 года". А конечный итог получается печальным: срыв исполнения бюджета, средства которого в прошлом году использованы только чуть более, чем на 86 процентов. Словом, практика выделения целевых остатков ведет к неисполнению бюджета текущего года, а также к накапливанию неиспользованных остатков, сумма которых уже превысила 1,5 млрд российских рублей. И, как метко заметил кто-то из выступавших, скоро будет сопоставима с бюджетом Союзного государства, доходная часть которого в 2014 году составила более 5,5 млрд российских рублей.
"Такое положение дел недопустимо, — прокомментировал ситуацию заместитель председателя Комиссии Виктор Щетько, который вел заседание.
Начальник Департамента финансов и бюджетной политики предложила конкретный механизм разрешения этой проблемы: "Анализ показал, — сказала Ирина Павловская, — что целевые остатки госзаказчикам союзных программ нужно выделять в исключительных случаях, при условии освоения опережающими темпами бюджетных средств, предусмотренных на текущий год. И выделять их, начиная с 2015 года, мы будем только при условии, что будут предоставлены все необходимые документы, доказывающие недостаточность финансирования текущего года".
Теперь заказчикам программ при наличии неиспользованных остатков прошлого года, чтобы получить дополнительное финансирование, придется объясняться с союзным Советом министров. И, видимо, иначе нельзя, ведь в законодательстве Союзного государства нет пока норм, которые позволяли бы в подобных случаях привлекать к ответственности нерадивых руководителей. Удивительно, что подобные эксцессы возникают после того, как заказчики программ, пройдя многомесячный "адов круг" утверждения программ в министерствах и ведомствах двух государств, не приступают к их использованию.
Хотя все же инструменты воздействия на неразворотливых исполнителей есть. В частности, по программе "Компомат" Постоянный Комитет Союзного государства намерен уже в ближайшее время внести предложение в Совет Министров Союзного государства о приостановлении финансирования этой программы, смене госзаказчика и исполнителей. Также было предложено активнее использовать возможности Группы высокого уровня, которая и создана, чтобы более оперативно решать возникающие проблемные вопросы.
Вспомнили парламентарии и про программу "БелРосТрансген-2", в ходе реализации которой в Беларуси получено уникальное стадо трансгенных коз. В молоке этих животных содержится белок лактоферрин, обладающий лечебными иммуномоделирующим и противовоспалительным свойствами. Именно это вещество содержится в грудном молоке и способствует укреплению иммунитета младенцев в первые месяцы жизни. Однако программа "БелРосТрансген-2" завершена в 2013 году, а новая "БелРосФарм" не была принята, и перед Научно-практическим центром по животноводству Национальной академии наук Беларуси стоит серьезная проблема сохранения козьего стада, а также хранения получаемого от них молока, поскольку на это тоже нужны деньги, и немалые. Но когда будет принята новая программа ("БелРосЛак"), пока не понятно. Впрочем, и позиция депутатов однозначная: "Начатое нужно довести до логического завершения!"...
Прорывные направления
Под темой бюджета депутаты подвели черту, заслушав информацию о плане деятельности в 2015 году рабочей группы, призванной пересмотреть нормативные акты, регулирующие бюджетный процесс. Было сказано, что основные союзные документы в этой сфере приняты пятнадцать лет назад, и жизнь давно требует их ревизии. Десятого марта в режиме видеоконференции состоялось первое заседание группы, где обсуждался проект Положения о бюджетной классификации Союзного государства. Планируется, что в мае он будет внесен на заседание Совета Министров Союзного государства. Кроме того, в работе находятся еще три нормативных акта, которые будут приняты позже. Также парламентарии рассмотрели вопрос об организации работы по подготовке проекта бюджета Союзного государства на 2016 год.
Не менее бурную дискуссию, чем вопрос о бюджете, вызвало обсуждение концепций перспективных союзных программ. По сути, ученые попытались перед участниками заседания приоткрыть дверь в завтрашний день мировой науки. Ведь тематика новых программ, а таковых предполагается в ближайшее пятилетие принять и реализовать более десятка, касается проблем, над решением которых ломают голову лучшие умы человечества. О программе по лактоферрину уже упоминалось, такого же уровня задачи будут стоять перед другой союзной программой - "Технология-СГ", которая является продолжением реализованных проектов, связанных с созданием космической техники и технологий. Они позволили нашим странам создать на орбите группировку спутников системы дистанционного зондирования Земли, состоящую из российского аппарата "Конопус В" и белорусского — БКА. Создание новейших технологий и техники в области наноструктурной микро- и оптоэлектроники предусматривает программа "Луч".
Но парламентарии не ограничились только докладами и дебатами за "круглым столом" в станах белорусской Академии наук. По окончании заседания депутаты, памятуя истину, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, посетили Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по земледелию в г. Смолевичи, а на следующий день побывали в Центре по картофелеводству и плодоовощеводству в п. Самохваловичи, где ознакомились с практическими результатами научно-исследовательской работы белорусских ученых. В том числе и по топинамбуру, который, как уверяют специалисты, вполне может заметно потеснить на наших полях картофель.
Герман Москаленко
фото автора
г. Минск
Источник: //www.russia-today.ru