30 декабря 2013 г.
1. Содержание проблемы, обоснование ее актуальности и необходимости разработки Программы для решения проблемы
Программа Союзного государства "Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура" (далее - Программа) разработана во исполнение постановления Совета Министров Союзного государства от 18 июля 2012 г. № 16 "О Концепции программы Союзного государства "Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура на 2012-2015 годы" в соответствии с Порядком разработки и реализации программ Союзного государства, утвержденным постановлением Совета Министров Союзного государства от 11 октября 2000 г. № 7 (в редакции постановления Совета Министров Союзного государства от 23 апреля 2010 г. № 8).
Одной из приоритетных задач социально-экономического развития Союзного государства в соответствии с Договором о сотрудничестве Союзного государства от 8 декабря 1990 г. (далее – Договор) является повышение благосостояния и уровня жизни братских народов, создание единого экономического пространства.
Положениями Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (далее – Концепция), Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р (далее – Стратегия) и Стратегий социально-экономического развития федеральных округов, предусмотрено осуществить модернизацию сырьевых производств, увеличить глубину переработки сырья, снизить энергоемкость производств и повысить их экологичность, обеспечить рост объемов производства и повышение конкурентоспособности продукции народного потребления на основе перехода на новую технологическую базу и наиболее перспективные технологии.
Техническим регламентом Таможенного Союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС013/2011), утвержденным решением Комиссии Таможенного Союза от 18 октября 2011 г. № 826 предусмотрено, начиная с 2012 г., содержание в топливе биодобавок не менее 5 %.
Ключевым фактором, обеспечившим в последние 20 - 30 лет радикальные структурные сдвиги в мировой экономике, стало повышение экономической роли инноваций. Однако выпуск инновационной продукции в Союзном государстве по самым оптимистичным оценкам составляет менее 8 % от общего объема. Россия и Беларусь занимают малозаметное положение на рынке высокотехнологичной продукции. Например, по удельному весу в совокупном объеме мирового экспорта (0,3 %) позиции России сопоставимы с Чехией и Португалией.
Анализ мировых тенденций инноваций показывает, что наиболее динамично развивается рынок биотехнологической продукции. Промышленные биотехнологии, являющиеся основными направлениями формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства, включены в приоритетные направления сотрудничества. В Перечень приоритетных технологических платформ Российской Федерации вошли такие как "Биоиндустрия и биоресурсы – БиоТех 2030" и "Биоэнергетика".
Существенный прорыв в области прикладных биотехнологий может быть внесен за счет использования естественного преимущества Союзного государства – развитой научно-технической интеграции при наличии значительных недостаточно используемых земель сельскохозяйственного назначения.
Разработка и внедрение в производство инновационных технологий выращивания и глубокой переработки сельскохозяйственного сырья в продукты с новыми потребительскими качествами создаст условия для решения актуальных проблем Союзного государства:
- снижения отрицательного воздействия на человека и окружающую среду токсичных выбросов в атмосферу от сжигания низкокачественного моторного топлива за счет применения биодобавок (оксигенатов);
- улучшения здоровья населения Союзного государства за счет создания новых видов пищевых продуктов для сбалансированного диетического питания и производства отечественного инулина.
Программой Союзного государства "Повышение эффективности пищевых производств за счет переработки их отходов на основе прогрессивных технологий и техники" предусмотрены мероприятия по разработке технологии переработки пищевых отходов в биоэтанол, что только частично решит проблему повышения качества моторного топлива.
В настоящее время отмечается рост заболеваемости населения Союзного государства сахарным диабетом и другими функциональными расстройствами обмена веществ. Решается эта проблема за счет применения современных лекарственных средств, закупки Российской Федерацией медицинского инсулина за рубежом. Одним из путей решения данной проблемы является разработка инновационных технологий производства новых видов пищевых продуктов для сбалансированного диетического питания и производства отечественного инулина.
Использование продуктов глубокой переработки картофеля и топинамбура создаст возможность решить проблемы улучшения здоровья населения и снижения отрицательного влияния токсичных выбросов в атмосферу от сжигания низкокачественного топлива.
В качестве направления разработки биотехнологий Программой предлагается интенсификация промышленного производства картофеля и топинамбура для их последующей переработки в промышленное сырье и готовые продукты питания по следующим основаниям.
Картофель представляет уникальный продукт для здорового питания, находится на 3-ем месте по важности и является самым значимым в мире растительным источником пищевой энергии среди незлаковых растений, источником восполнения недостатка витаминов, минеральных веществ и антиоксидантов. Это источник незаменимых пищевых и физиологически активных веществ, таких как витамины, макро и микроэлементы, аминокислоты, полиненасыщенные кислоты, углеводы, а также органические кислоты, биофлавоноиды, фитонциды и многие другие. Объемы производства картофеля в мире составляют более 340 млн. тонн и постоянно растут.
Ресурс развития отечественного картофелеводства заключается в его низкой инвестиционной привлекательности в настоящее время из-за высокой ресурсоемкости производства. Это препятствие можно устранить в короткие сроки за счет использования новых высокоурожайных сортов, разработки инновационных технологий производства и переработки, в том числе в продукты здорового питания и корма.
Средняя урожайность картофеля в России -13-15 т/га, в Беларуси 18-21 т/га. Это значительно ниже среднеевропейского уровня (28-34 т/га).
Среди основных факторов, сдерживающих рост урожайности картофеля в России и Беларуси, является отсутствие технологий производства качественного семенного материала для гарантированного сортообновления и сортосмены в объемах, обеспечивающих потребности рынка. Объемы реализации картофеля сельскохозяйственными предприятиями и фермерскими хозяйствами обеих стран недостаточны для обеспечения продовольственной безопасности и гарантированных поставок на промышленную переработку в текущих потребных объемах, не говоря уже о перспективных. При этом обеспеченность семенами высоких посевных стандартов не превышает 60-70 % площадей, из которых только 70-80 % занимают наиболее востребованные в производстве отечественные сорта. Продолжается распространение сортов зарубежной селекции (Голландия, Германия и др.), доля которых составляет в России более 50 % в Беларуси – 20-22 % и имеет тенденцию к увеличению в сфере оборота семенного картофеля на российском рынке.
Топинамбур - ценная культура, являющаяся источником инулина, фруктозы и пектина. Инулин - полисахарид, присутствующий в клубнях топинамбура в больших количествах (10-25 % от веса клубней), который повышает чувствительность к гормону инсулину, что снижает уровень сахара в крови, вследствие чего уменьшается масса тела. Инулин особенно необходим при несбалансированном питании, злоупотреблении углеводными и крахмальными продуктами, при острых и хронических заболеваниях кишечника, запорах, ожирении. Он улучшает усвоение пищи в желудочно-кишечном тракте, уменьшает проявления заболеваний органов пищеварения, нарушения кишечной флоры. Инулин нормализует жировой обмен, снижает уровень холестерина и триглицеридов в крови, что предотвращает развитие атеросклероза сосудов.
Зеленая масса топинамбура характеризуется высоким содержанием углеводного комплекса (фруктоза, глюкоза, сахароза, фруктозиды и др.), что позволяет получать из каждой тонны 83,2 л спирта. В сухой массе растений содержится до 17 % протеина со сбалансированным аминокислотным составом. Введение в состав кормов отходов производства инулина и биоэтанола из топинамбура обеспечивает повышение экономической эффективности животноводства и гарантирует экологическую безопасность животноводческой продукции.
Топинамбур возделывается в Российской Федерации на площади всего около 3 тыс. га, преимущественно в Нижегородской, Липецкой, Тверской, Рязанской, Тульской, Ульяновской, Костромской, Волгоградской, Омской, Брянской, Московской, Саратовской, Ярославской областях, Республике Чувашия, Краснодарском и Ставропольском краях. Проблема, сдерживающая распространение топинамбура, заключается в том, что не сформирован внутренний спрос на эту культуру. В настоящее время отмечается инвестирование в строительство предприятий по переработке топинамбура на инулин, но отсутствие в промышленных масштабах отечественного сырья, комплекса машин для механизированной технологии возделывания топинамбура ставит под угрозу реализацию этих инвестиционных проектов на национальной сельскохозяйственной базе.
Аналогичная ситуация с производством и переработкой топинамбура и в Беларуси. Площади под культурой в республике не превышают 500 га, в государственном научном учреждении "Центральный Ботанический Сад Национальной академии наук Беларуси" (далее - ГНУ "ЦБС НАН Беларуси") проводится испытание сортов топинамбура, в ряде научных учреждений разрабатываются рецептура продуктов лечебно-профилактического назначения и технология производства твердого котельного топлива (пеллеты).
Таким образом, насыщение рынков России и Беларуси высококачественным картофелем и топинамбуром, продуктами питания из них, высококачественными кормами и топливными добавками собственного производства является одной из важнейших социально-экономических задач на ближайшую перспективу, определенных Договором, Концепцией и Стратегией.
Трансферт новых инновационных технологий, обеспечивающих производство высококачественного конкурентоспособного семенного и продовольственного картофеля и топинамбура, а также продуктов их переработки позволит обеспечить ресурсы для покрытия текущих и перспективных внутренних потребностей на различные цели и экспорта в объемах превышающих импорт.
Стратегическая важность научных исследований в области семеноводства картофеля и топинамбура, технологий их производства и переработки, а также адаптации инноваций через пилотные проекты определена законодательными документами Союзного государства и Российской Федерации.
В Союзном государстве имеется опыт решения общих проблем программным методом. В 1998-2000 годах была реализована совместная российско-белорусская программа "Повышение эффективности агропромышленного производства и последовательного сохранения сельскохозяйственной продукции", которая позволила повысить эффективность производства, однако проблема, указанная в настоящей Программе решена не в полной мере.
В тоже время планируемые мероприятия Программы являются дополнением к вновь утвержденной Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, а также к Государственной программе устойчивого развития села на 2011-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 1 августа 2011 г. № 342, Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. № 336, Федеральной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 99, Государственной комплексной программе развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства в 2011-2015 годах, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1926, и в комплексе с отдельными результатами ранее реализованных Союзных программ позволят объединить в систему потенциал агропромышленного, промышленного и научного секторов и добиться максимального социально-экономического эффекта выраженного:
- в гарантированном обеспечении потребностей высококачественным семенным и продовольственным картофелем и топинамбуром;
- в снижении уровня экологического воздействия на окружающую среду обитания человека за счет использования в топливе не менее 5 % биодобавок, полученных от переработки топинамбура;
- в активном включении российских и белорусских производителей в рынок картофеля, топинамбура и продуктов их переработки с привлечением частных инвестиций.
Ученые и практики Российской Федерации и Республики Беларусь, обладая большим научным потенциалом, накопили достаточные знания и совместный опыт работы, которые обеспечат синергетический эффект при выполнении программных мероприятий, предусматривающих перевод производства картофеля и топинамбура на инновационный путь развития.
Бизнес-структуры, заинтересованные в использовании топинамбура и картофеля и продуктов их переработки, готовы принять участие в реализации программы на условиях государственно-частного партнерства с вложением 80 % внебюджетных средств.
2. Цели и задачи, срок реализации Программы
Цели Программы:
– обеспечение населения Российской Федерации и Республики Беларусь картофелем высокого качества на продовольствие, семена и для переработки на продукты здорового питания и корма, обеспечение продовольственной безопасности - производство отечественного картофеля не менее 95 % от общей потребности, повышение эффективности и конкурентоспособности картофелеводства;
- формирование рынка продуктов здорового питания из топинамбура; разработка технологии промышленного производства и переработки топинамбура.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие основные задачи:
• провести технологическую модернизацию на основе разработки и внедрения эффективных унифицированных для Российской Федерации и Республики Беларусь научно обоснованных схем оригинального семеноводства картофеля и топинамбура;
• разработать и внедрить современную унифицированную для Российской Федерации и Республики Беларусь систему обеспечения качества семенного картофеля и топинамбура;
• разработать и внедрить эффективные технологии возделывания и хранения топинамбура и картофеля;
• разработать и внедрить инновационный комплекс сельскохозяйственной техники по возделыванию и уборке топинамбура и картофеля, эффективный в различных климатических условиях;
• разработать высокоэффективные безотходные ресурсосберегающие технологии получения продуктов питания и инулина с использованием последних достижений наноиндустрии (нанографитовые бактерицидные фильтры и концентраторы сред с помощью мембранной фильтрации);
• разработать рецептуру и промышленную технологию для производства функционально-экологических поликомпонентных продуктов здорового питания нового поколения из картофеля и топинамбура;
• разработать технологию и организовать производство пищевого инулина;
• разработать промышленную технологию и оборудование производства оксигенатов (биоэтанола, бутанола) и кормов из картофеля и топинамбура.
Срок реализации Программы 2013-2016 годы. Реализация мероприятий Программы осуществляется в соответствии с законодательством Союзного государства и государств-участников.
Решение задач, намеченных Программой, осуществляется в Российской Федерации в соответствии с ГОСТ Р 15.201-2000 "Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство" и в Республике Беларусь в соответствии с СТБ 1578-2005 "Техника сельскохозяйственная. Разработка и постановка на производство", ГОСТ 2.103-68 ЕСКД; СТБ 972-2005 "Разработка и постановка продукции на производство Общие положения"; СТБ 1080-2011 "Порядок выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по созданию научно-технической продукции"; едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299, СТБ 1.3-98 "Порядок разработки, согласования, утверждения и государственной регистрации технических условий".
Разработка и оформление конструкторской документации (КД) выполняется российскими и белорусскими исполнителями в соответствии со стандартами Единой системы конструкторской документации (ЕСКД):
- ГОСТ 2.001 – 93.ЕСКД Общие положения.
- ГОСТ 2.102 – 68.ЕСКД Виды и комплектность конструкторских документов.
- ГОСТ 2.105 – 95.ЕСКД Общие требования к текстовым документам.
- ГОСТ 2.109 – 73.ЕСКД Основные требования к чертежам.
- ГОСТ 2.201 – 80.ЕСКД Обозначение изделий и конструкторских документов.
Количественная и качественная оценка результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР), полученных на каждом из этапов, осуществляется по результатам проведения государственных приемочных испытаний опытных образцов и показателям целевых индикаторов.
3. Система мероприятий Программы
Для достижения поставленных целей и решения задач в рамках реализации Программы по инновационному сценарию развития картофелеводства и производства топинамбура намечено осуществить следующий комплекс мероприятий:
• модернизацию базовых предприятий по оригинальному семеноводству картофеля на уровне меристемно-тканевых культур, клонального микроразмножения, оснащение их современным исследовательским, диагностическим и технологическим оборудованием на всех этапах производства оригинальных семян и особенно первичных полевых поколений, организация тест-питомников новых российских и белорусских сортов картофеля и топинамбура;
• формирование коллекций лучших сортов картофеля и топинамбура белорусской и российской селекции и их оценка на тестовых участках для включения в реестры стран СНГ и республик Средней Азии;
• разработку инновационных технологий оригинального и элитного семеноводства картофеля и топинамбура;
• разработку инновационных технологий производства картофеля и топинамбура;
• формирование эффективного комплекса сельскохозяйственной техники по возделыванию и уборке топинамбура;
• формирование эффективного комплекса сельскохозяйственной техники по возделыванию и уборке картофеля;
• разработку технологии и эффективных систем хранения картофеля и топинамбура, экспериментальных хранилищ;
• разработку высокоэффективных технологий и оборудования для получения продуктов питания, инулина, крахмала, топливных добавок и кормов из картофеля и топинамбура.
Реализация предложенных мероприятий позволит увеличить производство продуктов здорового питания, повысить продовольственную безопасность Российской Федерации и Республики Беларусь.
4. Финансовое обеспечение Программы
Финансирование Программы будет осуществляться за счет средств бюджета Союзного государства по направлению НИОКР и привлекаемых внебюджетных источников.
К внебюджетным средствам, привлекаемым для финансирования Программы, будут относиться средства организаций, заинтересованных в ее реализации и предоставляющих внебюджетные средства на реализацию мероприятий Программы.
Финансирование Программы за счет средств бюджета Союзного государства будет осуществляться в соответствии с Порядком формирования и исполнения бюджета Союзного государства и Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства о бюджете Союзного государства на соответствующий год.
Потребность в финансовых ресурсах на реализацию Программы в целом составляет 7500000,0 тыс. руб., их них: за счет Российской Федерации 6610600,0 тыс. рублей, за счет Республики Беларусь 889400,0 тыс. российских рублей; в том числе:
- за счет средств бюджета Союзного государства – 1500000,0 тыс. руб., из них за счет отчислений Российской Федерации 975000,0 тыс. рублей
за счет отчислений Республики Беларусь – 525000,0 тыс. российских рублей;
- за счет внебюджетных источников – 6000000,0 тыс. рублей, их них: за счет Российской Федерации 5635600,0 тыс. рублей, за счет Республики Беларусь 364400,0 тыс. российских рублей.
По целевому назначению из общей потребности в финансовых ресурсах
на выполнение НИОКР – 2058430,0 тыс. рублей (27,45 процента), в том числе:
- за счет средств бюджета Союзного государства – 1500000 тыс. руб., из них: за счет отчислений Российской Федерации – 975000,0 тыс. рублей, за счет отчислений Республики Беларусь – 525000,0 тыс. российских рублей;
- за счет внебюджетных источников – 558430,0 тыс. рублей, из них:
за счет Российской Федерации – 342560,0 тыс. рублей, за счет Республики Беларусь – 215870,0 тыс. российских рублей.
На организацию подготовки производства в соответствии с ГОСТ Р 15.201-2000 (капитальные вложения) - 5441570,0 тыс. рублей, в том числе:
- за счет средств бюджета Союзного государства – 0 тыс. руб.;
- за счет внебюджетных источников – 5441570,0 тыс. рублей, из них:
за счет Российской Федерации – 5293040,0 тыс. рублей, за счет Республики Беларусь – 148530,0 тыс. российских рублей.
Соотношение объемов бюджетных средств, выделяемых и направляемых государствами-участниками на финансирование Программы, определялось, исходя из анализа следующих параметров Программы:
1. Количество предприятий Республики Беларусь и Российской Федерации, на которых возможно проведение испытаний и приемки, опытных образцов создаваемой техники, их последующая эксплуатация и получение промышленной продукции.
2. Оценка возможных объемов потребления промышленностью Республики Беларусь и Российской Федерации продукции, произведенной на опытных образцах.
3. Проработка и определение состава предполагаемых исполнителей мероприятий Программы.
В результате установлено:
по разделу "1" из планируемых четырех мероприятий с общей потребностью бюджетного финансирования 210000,0 тыс. российских рублей результаты работ могут быть внедрены как на территории Российской Федерации, так и на территории Республики Беларусь. При этом затраты России составят 122400,0 тыс. российских рублей, или 58,29 %; затраты Беларуси – 87600,0 тыс. российских рублей, или 41,71%.
Всего по разделу "1" затраты составят 372000,0 тыс. рублей, в том числе: Российской Федерации - 218400,0 тыс. российских рублей, или 58,71 %, Республики Беларусь – 153600,0 тыс. российских рублей, или 41,29 %;
по разделу "2" из планируемых двенадцати мероприятий с общей потребностью бюджетного финансирования 1290000,0 тыс. российских рублей результаты работ могут быть внедрены как на территории России, так и на территории Беларуси. При этом затраты Российской Федерации составят 852600,0 тыс. российских рублей, или 66,09 %, затраты Республики Беларусь – 437400,0 тыс. российских рублей, или 33,91%.
Всего по разделу "2" затраты составят 1902000,0 тыс. российских рублей, в том числе: Российской Федерации - 1236000,0 тыс. российских рублей или 64,98 %, Республики Беларусь – 666000,0 тыс. российских рублей, или 35,02 %;
по разделу "3" из планируемых семи мероприятий с общей потребностью финансирования из внебюджетных источников 5226000,0 тыс. российских рублей результаты работ могут быть внедрены как на территории России, так и на территории Беларуси. При этом затраты Российской Федерации составят 5156200,0 тыс. российских рублей, или 98,66 %, затраты республики Беларусь – 69800,0 тыс. российских рублей, или 1,34 %.
Проведенный выше анализ показывает, что в целом по всем трем разделам работ соотношение расходов российской и белорусской сторон соответственно составит 88,15 и 11,85 процентов.
Соотношение бюджетных расходов российской и белорусской сторон соответственно составит 65,00 и 35,00 процентов.
Бюджетные средства будут в полном объеме направлены на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе на создание новых технологий, разработку, изготовление и испытания опытных образцов.
Внебюджетные средства исполнителей будут использованы для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на подготовку производства к испытаниям опытных образцов, для приобретения комплектующих и материалов, необходимых при проведении испытаний опытных образцов оборудования, для доставки опытных образцов оборудования от предприятий-изготовителей к месту монтажа и испытаний, для пуско-наладочных работ, выпуска опытной партии продукции в период испытаний.
Финансовое обеспечение реализации Программы предусмотрено осуществить на 80 % за счет внебюджетных средств, на 20 % за счет бюджета Союзного государства.
В целом по проекту Программы предусматривается привлечение внебюджетных средств в размере 4-х рублей на каждый рубль вложенных бюджетных средств.
Финансирование мероприятий Программы из других источников не предусматривается. Мероприятия Программы не дублируют мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, федеральных целевых программ Российской Федерации, государственных программ Республики Беларусь и межгосударственных программ.
Расчет потребности в ресурсном обеспечении проводился в сопоставимых ценах на основе прямого счета и метода аналогов, исходя из принятых в отрасли нормативов и статистических данных.
При расчетах руководствовались нормативно-методической базой, включающей следующие документы:
Методические рекомендации по определению общего экономического эффекта от использования результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в агропромышленном комплексе.- М.: РАСХН, 2007.-32с.
Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. (Вторая редакция). Официальное издание. – М.: Экономика, 2000.
Нормативно-справочный материал для экономической оценки сельскохозяйственной техники. Часть I.- М.: АгроНИИТЭИИТО, 1988.
Основные принципы и методические положения планирования научно-исследовательских работ научными учреждениями, отраслевыми и региональными отделениями, научно-методическими центрами Россельхозакадемии и их отчетности.- М., 2003. - 45 с.
Инструкция по оценке эффективности использования в народном хозяйстве республики результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь 18 мая 2002 г. № 637.
Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 октября 2010 г № 137 н / № 527.
Методы экономической оценки. Техника сельскохозяйственная. ГОСТ Р 53056-2008.- М.: Стандартинформ, 2009.
Методика планирования и учета затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в условиях хозрасчетной деятельности. - М., 1986, 28 с.
Основные нормативные и методические документы по организации планирования научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских работ и отчетности в системе агропромышленного комплекса Российской Федерации. - М.: РАСХН, 1998. - 369 с.
Методические указания 23.2.45-87. Укрупненные нормативы затрат времени и стоимости научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских работ в сельскохозяйственном машиностроении. Министерство сельскохозяйственного машиностроения СССР, Государственный агропромышленный комитет СССР. - М.: ВИСХОМ, 1988.
5. Организация управления Программой и контроля за ходом ее реализации
Управление реализацией Программы будут осуществлять государственные заказчики в части мероприятий Программы, реализуемых на территории соответствующего государства-участника: на территории Российской Федерации – Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России), на территории Республики Беларусь – Национальная академия наук Беларуси (далее – НАН Беларуси).
В ходе реализации Программы государственные заказчики осуществляют следующие функции:
Государственный заказчик-координатор – Минсельхоз России:
осуществляет общее руководство управлением реализации Программы, в том числе координацию действий государственных заказчиков по управлению реализацией Программы;
формирует совместно с государственным заказчиком (НАН Беларуси) Координационный совет Программы или Научно-технический совет, действующий на основе положения, разработанного и согласованного государственными заказчиками государств-участников;
осуществляет общий контроль за реализацией Программы в целом, целевым и эффективным использованием выделенных на ее реализацию средств бюджета Союзного государства и внебюджетных средств;
ежегодно в установленном порядке представляет в Постоянный Комитет Союзного государства, в экономические и финансовые органы государств-участников сводную заявку с необходимыми обоснованиями на финансирование Программы в целом из бюджета Союзного государства;
взаимодействует с отраслевыми органами Союзного государства и Постоянным Комитетом Союзного государства по всем вопросам реализации и финансирования Программы.
Государственные заказчики: Минсельхоз России, НАН Беларуси в части мероприятий Программы относящихся к их компетенции и реализуемых на территории государств-участников осуществляют:
- управление реализацией мероприятий Программы и несут в установленном порядке ответственность за реализацию мероприятий Программы и достижение их результатов, своевременное, целевое и эффективное использование средств, выделяемых из бюджета Союзного государства;
- распределение средств бюджета Союзного государства, выделенных на реализацию Программы, в соответствии с Порядком формирования и исполнения бюджета Союзного государства;
- заключение с головными исполнителями государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) по реализации Программы (мероприятий Программы) и (или) по текущему управлению Программой;
- заключение в установленном порядке (ежегодно в течение 30 дней после начала каждого очередного финансового года) дополнительных соглашений необходимых для реализации государственных контрактов в соответствующем году: Минсельхоз России – с организациями исполнителями мероприятий Программы; Национальная академия наук Беларуси – с головным исполнителем Программы;
- формирование и представление в установленном порядке в Постоянный Комитет Союзного государства, в экономические и финансовые органы государств участников заявки
с обоснованием на финансирование Программы из бюджета Союзного государства.
Контролируют в пределах своей компетенции:
- ход выполнения мероприятий Программы и достижение целевых индикаторов и показателей, установленных Программой, своевременное, целевое и эффективное использование средств, выделенных из бюджета Союзного государства на реализацию Программы;
- формируют научно-технический совет в части мероприятий Программы, реализуемых на территории соответствующего государства-участника;
- организуют приемку работ по завершению этапа выполнения заданий по мероприятиям Программы, реализуемых на территории соответствующего государства-участника. Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) руководителя государственного заказчика.
Взаимодействуют между собой, с другими государственными органами и Постоянным Комитетом Союзного государства по текущим вопросам реализации и финансирования Программы.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых Государственным заказчиком-координатором и Государственным заказчиком:
в Российской Федерации – на выполнение российской части Программы между Минсельхозом России и организациями-исполнителями, прошедшими конкурсный отбор в соответствии с национальным законодательством;
в Республике Беларусь – на выполнение белорусской части Программы между Национальной академией наук Республики Беларусь и головной организацией-исполнителем (головным исполнителем) - РУП "Научно-практический центр НАН Беларуси по картофелеводству и плодоовощеводству". Объем и общие условия передачи функций закрепляются в положениях государственного контракта (договора), заключаемого с головным исполнителем белорусской части Программы.
Государственные контракты должны соответствовать положениям Программы и не должны вступать в противоречие с ней.
Государственные контракты с организациями, отобранными в порядке, установленном национальным законодательством государств-участников, заключаются после утверждения Программы Советом Министров Союзного государства в срок не позднее 30 календарных дней после завершения отбора.
Требования к содержанию государственных контрактов устанавливаются национальным законодательством государств-участников. При этом срок их вступления в силу не может быть установлен ранее, чем дата доведения до государственных заказчиков объемов финансирования Программы из бюджета Союзного государства на первый год реализации Программы.
Исполнители программных мероприятий:
- выполняют работы в соответствии с государственными контрактами (договорами), заключенными с государственными заказчиками государств-участников. В Республике Беларусь на выполнение белорусской части Программы планируемые исполнители: ГНУ "Центральный ботанический сад НАН Беларуси", РУП "Научно-практический центр НАН Беларуси по продовольствию", РУП "Научно-практический центр НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства";
- несут ответственность за соответствие результатов выполненных работ требованиям технических заданий, нормативных документов и целевое расходование финансовых средств, выделенных на проведение работ по государственным контрактам (договорам).
Для осуществления контроля за ходом реализации Программы, достижением ее целей, своевременным, целевым и эффективным расходованием средств бюджета Союзного государства, соблюдением условий государственных контрактов на реализацию Программы государственный заказчик-координатор (Минсельхоз России) совместно с государственными заказчиками (НАН Беларуси):
- организуют и обеспечивают ведение отчетности о ходе реализации Программы;
- проводят проверки хода и качества выполнения работ исполнителями; расходования финансовых средств, обеспечение организации учета приобретенного и созданного имущества в ходе реализации Программы и по ее завершении и др.;
- Государственный заказчик-координатор (Минсельхоз России) представляет отчетность по Программе (статистическая, аналитическая, итоговая) в целом. Государственный заказчик (НАН Беларуси), исполнители мероприятий Программы представляют отчетность в части закрепленных за ними мероприятий (работ).
Перечень показателей, порядок, сроки и форма представления статистической отчетности устанавливаются статистическими органами государств-участников по представлению Минсельхоза России, совместно с НАН Беларуси и по согласованию с экономическими органами государств-участников. Статистическая отчетность представляется в соответствии с постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 26 декабря 2003 г. № 115 "Об утверждении формы федерального государственного статистического наблюдения за ходом выполнения программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства" и Министерства статистики Республики Беларусь от 15 декабря 2003 г. № 249 "Об утверждении формы государственной статистической отчетности N 1-Союз "Отчет о ходе выполнения программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства" и указаний по ее заполнению".
Государственные заказчики, не позднее, чем на 30 день по истечении квартала, представляют сведения о ходе выполнения Программы в Совет Министров Союзного государства и экономические министерства.
Ежегодно до 1 марта Национальная академия наук Беларуси (государственный заказчик) направляет аналитический отчёт о выполнении мероприятий Программы государственному заказчику-координатору, Постоянному Комитету Союзного государства и Министерству экономики Республики Беларусь.
Ежегодно до 1 апреля Минсельхоз России (государственный заказчик-координатор) направляет аналитический отчёт о выполнении мероприятий Программы Постоянному Комитету Союзного государства и экономическим министерствам государств-участников.
Не позднее 28 февраля 2017 года Национальная академия наук Беларуси (государственный заказчик) направляет итоговый отчет о выполнении Программы государственному заказчику-координатору.
Не позднее 30 марта 2017 года Минсельхоз России (государственный заказчик-координатор) направляет итоговый отчет о выполнении Программы в целом и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации в Постоянный Комитет Союзного государства, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Счетную палату Российской Федерации, экономические и финансовые министерства государств-участников, Минобрнауки России и Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь.
Приемка результатов реализации Программы в целом осуществляется после завершения всех программных мероприятий комиссией, формируемой государственными заказчиками государств-участников. В состав совместной комиссии по приемке результатов выполнения Программы в целом включаются представители государственных заказчиков, заинтересованных министерств и ведомств государств-участников государственного заказчика-координатора, ведущие ученые и специалисты, в них также могут входить представители Постоянного Комитета Союзного государства и контрольных органов. Состав совместной комиссии утверждается приказом руководителя государственного заказчика.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация программных мероприятий позволит разработать, подготовить к внедрению и внедрить в производство:
- технологические требования, параметры качества, обеспечивающие повышение урожайности сортов картофеля различного целевого использования на 15-20 процентов. Исходные требования к территориям размещения специализированных семеноводческих предприятий;
- банк перспективных сортов картофеля и топинамбура различного целевого использования. Карта технического уровня и качества сорта (или гибрида);
- типовой технологический процесс производства оригинального семенного картофеля и топинамбура, обеспечивающий увеличение количественного выхода мини-клубней в расчете на 1 исходное растение
в 2,5-3,0 раза и повышение коэффициента размножения в полевых питомниках с 4,0-4,5 до 6. Производство к 2016 году 4,4 тыс. шт. мини-клубней, 5 тыс. тонн оригинального семенного картофеля класса супер-суперэлиты, создание 9 экспериментальных семеноводческих центров (8 в России и 1 в Беларуси);
- диагностические наборы на 330 тыс. шт. анализов к 2016 году. Два испытательных центра (по одному в России и Беларуси) с общим объемом полевого и лабораторного тестирования оригинальных и элитных семян в количестве 300 сортообразцов ежегодно, создание двух экспериментальных диагностических центров для производства диагностических наборов (1 в России и 1 в Беларуси);
- 9 комплектов опытных образцов: сажалка, культиватор, гребнеобразователь, копатель для производства оригинальных семян картофеля и топинамбура. Технические требования. Технологические карты;
- 5 комплектов опытных образцов: сажалка, культиватор, грядоделатель для возделывания топинамбура и картофеля. Технические требования. Технологические карты;
- 5 комплектов опытных образцов уборочных комбайнов. Технологические требования. Технологические карты;
- 8 опытных образцов линий для послеуборочной доработки, предпосадочной и товарной подготовки картофеля и топинамбура. Технические требования;
- проект хранилища на 1000 тонн. 4 экспериментальных модуля. Технические условия. Технические инструкции;
- 2 опытных образца линии по вакуумированию картофеля и топинамбура. Технические условия. Технические инструкции;
- рецептуры пюре для здорового питания. Технические условия. Технические инструкции;
- 2 опытных образца комплекта оборудования по безотходной переработке картофеля на крахмал производительностью 25 тонн в сутки по перерабатываемому сырью. Технические условия. Технические инструкции;
- опытный образец линии по производству безалкогольных напитков из картофеля и топинамбура. Рецептура. Технические условия. Технические инструкции;
- усовершенствованная технология производства кормов из зеленой массы топинамбура. Рецептура кормов. Режимы кормления;
- опытное оборудование для производства оксигенатов (биоэтанола, бутанола) и сухих кормов. Технические условия. Технические инструкции;
- 2 комплекта опытного оборудования по производству инулина из топинамбура. Технические условия. Технические инструкции;
Будет организовано производство продукции переработки картофеля и топинамбура:
- типовой производственный проект по переработке картофеля и топинамбура и их фасовке в вакуумную упаковку производительностью
300 кг/час;
- типовой производственный проект по переработке картофеля и топинамбура в диетическое пюре производительностью 300 кг/час;
- типовой проект опытного производства безалкогольных напитков из картофеля и топинамбура производительностью 100 дал/час;
- типовой проект опытного производства кормов из зеленой массы топинамбура производительностью 600 кг/час;
- типовой проект производства инулина и глюкозно-фруктозного сиропа из топинамбура мощностью 250 кг/час;
- типовой проект опытного производства оксигенатов (биоэтанола и бутанола) и сухих кормов из топинамбура;
- типовой проект опытного производства модифицированного крахмала из картофеля производительностью 25 т/сутки по сырью.
7. Вопросы собственности
До принятия нормативных актов Союзного государства по реализации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о регулировании вопросов собственности Союзного государства права на объекты собственности, созданные или приобретенные за счет средств бюджета Союзного государства, распределяются между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в соответствии с вкладом (долями отчислений государств-участников на реализацию Программы), при этом:
- права собственности на объекты, созданные или приобретенные на территориях Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках Программы, принадлежат Союзному государству, а до оформления собственности Союзного государства в определенном законодательством Союзного государства порядке - Российской Федерации и Республике Беларусь в соответствии с национальным законодательством.
Учет указанных результатов осуществляется в порядке, установленном законодательством Союзного государства, в том числе, исходя из положений Методики выявления и инвентаризации имущества, созданного и приобретенного за счет средств бюджета Союзного государства, имущества, переданного государствами-участниками в собственность Союзного государства, и иного имущества, поступившего в собственность Союзного государства, утвержденного постановлением Совета Министров Союзного государства от 6 октября 2011 года №21.
До принятия нормативных правовых актов Союзного государства, регулирующих правоотношения относительно объектов интеллектуальной собственности, к подлежащим охране объектам интеллектуальной собственности, созданным российскими организациями, применяются действующие нормы законодательства Российской Федерации (Гражданский кодекс Российской Федерации, часть четвертая), созданным белорусскими организациями - применяются действующие нормы законодательства Республики Беларусь (Гражданский кодекс Республики Беларусь, раздел V; Закон Республики Беларусь от 16.12.2002 № 160-3 "О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы").
Интеллектуальная собственность, в том числе права на патенты принадлежат Исполнителям Программы, если иное не определено в государственных контрактах Минсельхоза России с головным исполнителем мероприятий Программы и соответствует законодательству Российской Федерации, аналогичное право распространяется на права предприятий Беларуси, если указанное соответствует законодательству Республики Беларусь.
Соответствующие положения включаются в государственные контракты на реализацию Программы.
8. Оценка ожидаемой социально-экономической и экологической эффективности Программы
Эффективность реализации программы определяется фактическим достижением целевых индикаторов и решением поставленных задач, а также реальным экономическим эффектом в результате стабильного рентабельного развития производства картофеля и топинамбура, роста прибыли
и дополнительных налоговых поступлений в бюджетные и внебюджетные фонды стран участников Программы.
Выполнение программных мероприятий позволит:
- обеспечить население России и Беларуси продовольственным, семенным и пригодным для промышленной переработки картофелем, повысить эффективность и конкурентоспособность картофелеводства;
- сформировать рынок производства продуктов здорового питания
из топинамбура;
- создать качественно новую техническую и технологическую основу развития производства картофеля и топинамбура и их переработки в России и Беларуси;
- увеличить занятость населения в Российской Федерации и в Республике Беларусь, создать к 2016 году не менее 1167 новых рабочих мест за счет развития производства и переработки картофеля и топинамбура;
- увеличить производство собственного натурального сырья для обеспечения в необходимых объемах выпуска экологичного высококачественного органического топлива и сырья для фармацевтической промышленности;
- обеспечить развитие производства кормов из зеленой массы топинамбура.
Внедрение новых технологий на 8 российских и 1-ом белорусском предприятиях позволит к концу 2016 г. дополнительно производить ежегодно оригинального картофеля до 4 тыс. тонн в России, до 1 тыс. тонн в Беларуси, что соответствует полной ежегодной потребности государств в оригинальном картофеле.
Реализация типовых производственных проектов по глубокой переработке картофеля и топинамбура и пилотного предприятия по переработке топинамбура позволит приступить к выпуску пищевого инулина, оксигенатов (биотоплива) и широкой гаммы продуктов пищевых и кормовых смесей.
Кроме того, реализация программы обеспечит:
- развитие отечественной сырьевой базы, снижение критического технологического и инновационного отставания производства картофеля и топинамбура;
- формирование рыночно-ориентированных предприятий, способных к саморазвитию и успешному конкурированию с предприятиями других стран;
- сохранение и расширение числа рабочих мест и социальных услуг населению, занятому в процессе производства картофеля и топинамбура, предотвращение оттока талантливой части научно-технических кадров в другие отрасли экономики Союзного государства и за рубеж;
- повышение производительности труда и уровня его оплаты.