Опыт Ильи Юхимчука

Директор компании "Цереал" наладил производство продуктов для диетического питания и теперь поставляет продукцию в местную торговую сеть. Пока оборот небольшой, но бизнесмен верит, что все впереди.

Илья Юхимчук основал компанию "Цереал" больше четырех лет назад. Сейчас под торговой маркой в разные города страны поставляется около 29 видов продукции в спецаилизированные магазины диетического питания. Предприниматель не планирует останавливаться на достигнутом – в планах постепенное расширение производства и дальнейшее сотрудничество с крупным ритейлом.

- Илья, как получилось, что вы занялись продажей и производством диетического питания?

- Однажды друзья предложили открыть магазин диетического питания. Вчетвером в 2010 году мы открыли точку. В процессе работы у меня родилась идея самому сделать овсяные отруби. На тот момент на них был большой спрос, но найти их было тяжело. Купил полупрофессиональную мельницу, зерно, взял за пример финские отруби, и у меня получилось очень похожее, но только из российского сырья. Хотя отруби получились мягче и вкуснее, чем финские.

Спустя полтора года после открытия магазина мы с партнерами поняли, что у нас разные взгляды на развитие, и я продал свою долю. Все деньги с продажи пустил на производство. Расширил линейку отрубей до девяти наименований. Потом на сайте появился интернет-магазин, и я начал отправлять заказы по всей России наложенным платежом. Месяцев 8-9 отправлял, потом от этой идеи отказался.

- Почта России не справлялась?

- У нас, к сожалению, нет нормальной службы доставки. Заказы, как правило, шли не из крупных городов, потому что в крупных городах таких отрубей много. Заказывали из районных центров, и почта работала на тот момент недостаточно хорошо. Приходилось много средств тратить на звонки клиентам, чтобы сообщить - заказ пришел, будьте добры, заберите. Грубо говоря, из 10 заказов, отправленных в регионы, возвращалось два, а то и три. А так как мы работали с наложенным платежом, оплачивали доставку за свой счет. Если приходил отказ, вынуждены были выкупать заказ. Доставка туда-обратно сжирала всю прибыль, поэтому мы отказались от продажи товара через Почту России. С другими курьерскими службами также смысла работать не было, потому что в итоге стоимость продукта оказывалась слишком высокой.

- По какому пути пошли?

- Мы стали работать с небольшими магазинами, специализирующимися на диетическом питании. Я понял, что в каждом более-менее крупном городе есть как минимум десять подобных компаний. Наработали клиентскую базу, делали рассылку по юрлицам по рубрике диетическое питание. Звонили, находили и предлагали. Постепенно расширяли ассортимент – после отрубей появился кукурузный крахмал, сухое обезжиренное молоко, низкокалорийное варенье. Сейчас у нас 29 видов продукции.

- Что из этого вы производите сами?

- Мы производим пищевые отруби, молотое зерно амаранта (однолетнее травянистое растение, некоторые виды являются древнейшей зерновой культурой, которую использовали как сельскохозяйственную культуру). С партнерами изготавливаем льняные хлебцы, варенье. Сухое обезжиренное молоко закупаем у завода-изготовителя в мешках, фасуем в удобную упаковку.

Достучаться до гигантов

Недавно "Цереал" помимо сухого молока и еще чего-то стала поставлять в местную торговую сеть сушеный топинамбур. Илья Юхимчук отмечает, что найти общий язык с сетями вполне возможно, только нужно обеспечить стабильные большие поставки.

- Какое количество магазинов с вами сотрудничает?

- По магазинам сложно сказать, не считал никогда. Мы отправляем продукцию примерно в 30 городов страны. Начиная с востока – Южно-Сахалинск, Хабаровск, Чита Улан-Удэ, Иркутск, Красноярск, Омск, Кемерово, Тюмень, Екатеринбург, Пермь, Уфа, Самара, Москва, Санкт-Петербург, делаем пробные поставки в Калининград, Краснодар, Ставрополь, Новороссийск, Севастополь. Есть еще много неохваченных городов, в каждом из них есть как минимум 2-3 магазина, которые продают диетическую продукцию.

- Расскажите о сотрудничестве с гипермаркетами. Знаю, что ваша продукция продавалась в гипермаркете "Теорема".

- Мы были в "Теореме", но сейчас из-за смены юрлица у нас идет перезаключение договора, а это небыстро. Я сторонник сначала подписать документы, и только затем поставлять с отсрочкой платежа, как они хотят. Иначе денег никто не заплатит, а товар уже будет стоять на полке.

- С какими трудностями вы сталкиваетесь при сотрудничестве с торговыми сетями? Получается с ними договориться?

- В этом году в мае мы через партнера начали поставлять продукцию в Spar, они начали покупать молоко – по 100 шт. баночек в месяц. Сейчас увеличили до 200 шт. в неделю. В принципе, опыт хороший. Мы на них сами пытались выходить года полтора назад, не вышло. В итоге они позвонили нашему же клиенту, и сказали – давай, поставляй нам эту позицию. Он стал закупать у нас продукт. Не знаю, почему напрямую на нас не вышли, может, просто есть сложности при заведении нового поставщика.

Вообще, сложность с торговыми сетями у нас одна – где найти деньги под такой объем. Например, нами интересовался "Магнит", из 29 видов они выбрали только 4 позиции – два вида сухого обезжиренного молока, кукурузный крахмал, агар-агар (заменитель желатина, изготавливается из водорослей). Если только в одну сеть "Магнит" эти четыре позиции будем поставлять, то наша годовая выручка с 6 млн до 180 млн вырастет. Соответственно, нужны вложения, чтобы обеспечить объем.

- А банки не готовы кредитовать?

- Для банков я маленький. Если бы у меня выручка была 10 млн руб., тогда мне могли бы дать какую-то поддержку. Все говорят – малый и средний бизнес надо поддерживать. Это хорошо, но никто не поддерживает микробизнес, как у меня, например. Хоть я являюсь и производителем, и фасую, но я неинтересен из-за того, что есть большие риски. Банку проще дать крупному предприятию 100 млн руб, и получить больше процент с этих 100 млн., чем он даст мне 1 млн на поддержку и получит небольшой объем прибыли.

- От интернет-магазина полностью вы все же не отказались?

- Да, но он в большей степени сейчас существует как удовлетворение потребности на местном уровне. Тот, кто не может найти нужные продукты в магазине, может зайти на сайт и купить там. Сам интернет-магазин я давно уже не продвигал и не продвигаю. Это требует отдельных затрат, а они необоснованно завышены. Компания предлагает продвижение сайта на 30 тыс. в месяц. На эти деньги я могу произвести большое количество сухого молока и отгрузить покупателю. И получу больше отдачи, чем от продвижения сайта, потому что непонятно, привлечет ли это вообще клиентов. Правильное питание – такая узконаправленная вещь, нет массового потребления. Никто не смог доказать, что интернет-магазин может приносить больше прибыли, чем работа с юрлицами.

Мода на здоровое питание

Илья Юхимчук уверен, что тренд на здоровое питание будет только усиливаться, поэтому у его бизнеса есть большие перспективы. Предприниматель хочет наладить замкнутый цикл производства диетических продуктов – вопрос только в инвестициях.

- Почему вы выбрали именно диетическое питание? Вы чувствуете, что тренд на здоровое питание растет?

- Диетпитанием я занялся благодаря магазину, который мы открыли с друзьями. А вообще, я собрал статистику за четыре года и выяснил, что за четыре года мы отгрузили порядка 15 тыс. упаковок овсяных отрубей, и это еще не самый ходовой товар. По большому счету, мы помогли очень многим людям быть более здоровыми, и мне это приятно.

Конечно, я чувствую, что здоровое питание становится все популярнее. Все просто же – государство вводит нормы ГТО, это уже само по себе подразумевает, что человек не должен ни пить, ни курить и правильно питаться. А если уж на государственном уровне такое принимается, то это само по себе подстегивает людей все больше обращать внимание на здоровое питание.

- А вы сами придерживаетесь принципов здорового питания?

- Нет, хотя смотря, что под этим понимать. Например, диета для похудения – это не всегда здоровое питание. Поэтому я считаю, что нормально питаюсь. Я раньше никогда не читал состав продуктов, а как стал сам заниматься производством продуктов, стал читать.

- Вы готовы и дальше развивать свой бизнес, готовы продвигать идею здорового питания?

- Когда становится неинтересно заниматься бизнесом? Когда ты достиг определенного потолка, и уже не можешь двигаться вперед. Надо либо уходить в сторону, либо что-то новое организовывать. А у меня есть перспектива – если я вложу миллион, то знаю, что сделаю одно, если 20 млн – то другое, если 100 млн, то знаю, как дальше двигаться. Развиваться можно до бесконечности. Например, сделать полный цикл производства пищевых отрубей. Могу не закупать зерно, а выращивать его самостоятельно. Мне не надо засеивать 1000 га зерна, нужно небольшое количество зерна, чтобы делать качественный продукт. Бизнес можно и расширять, улучшать, модернизировать, вводить новые продукты и продвигать их. У нас есть такие, которые только из-за рубежа привозим.

- Например?

- Например, есть псилиум. Это семена подорожника. В основном, его производят в Индии. Псилиум очень дорогой, но полезные свойства его просто зашкаливают. Один концерн в Германии сделал на его основе качественное лекарство для лечения желудочно-кишечного тракта. Все, что сейчас продают в России – это просто шелуха семян подорожника. То есть возможности бесконечны. Другой пример – я когда-то начал продвигать молотое зерно амаранта. В России это не очень востребованный продукт. Хотя в 60-70 гг. много исследований проводилось нашими учеными и они выяснили, что это растение намного лучше, чем кукуруза. Это отличный корм для животных – надои молока и его качества увеличиваются на 20-30%.

- Что вы планируете делать в ближайшее время?

- Буду продвигать ТМ "Цереал" и местных производителей. На сайте мы запустим вкладку "Сделано в Челябинске", где будет продаваться продукция партнеров: арахисовая паста, натуральная косметика и т.д. Новые продукты буду добавлять и в собственную линейку - если я вижу, что на рынке продукт востребован, то я беру и делаю дешевле.

Наталья Горюнова

Источник: http://chel.dk.ru

© 2024 Ермачков В. А.